Прекрасное - неотъемлемая часть в воспитании подрастающего поколения. Целостная личность обязательно должна взаимодействовать с эстетическими образами, поэтому преподаватель должен заниматься развитием духовной сущности человека, облагораживать, воспитывать его дух. Он должен отвечать за гармонию духовного совершенства студента, его постоянное внутреннее воспитание и прилежание. Он должен образовывать личность не только на парах, но и посредством изобразительных образов.
В Екатеринбурге действует культурно-просветительский центр «Эрмитаж-Урал», где представлена постоянная экспозиция, включающая два раздела «Антика» и «Западноевропейское искусство XV - начала XX века».
И.К. МАКАРОВ. Портрет княгини М.Г. Раевской
В конце 1940-х гг., благодаря дару Государственного Эрмитажа, состав фондов Свердловской картинной галереи существенно пополнился. Дар представлял разные направления эрмитажного собирательства и включал более 200 произведений, большую часть из которых составили работы европейских мастеров. Сегодня они являются важной частью новой постоянной экспозиции, напоминая о событиях прошлого и представляя своеобразный «Эрмитаж в миниатюре».
Г.И. ЯКОВЛЕВ. Портрет Ю.В. Теляковской
С февраля 2022 г. действует выставка «Русский портрет XIX – начала XX века из собрания Государственного Эрмитажа» и включает в себя 57 полотен русских живописцев, среди которых Владимир Боровиковский, Орест Кипренский, Василий Тропинин, Карл Брюллов, Василий Перов, Сергей Зарянко, Иван Крамской, Николай Ге, Иван Макаров, Константин Маковский, Валентин Серов, Леонид Пастернак, Николай Богданов-Бельский, Борис Кустодиев.
К.Е. МАКОВСКИЙ. Портрет В.Д. Волковой
Преподаватели кафедры вместе со студентами с удовольствием любовались «портретами-обобщениями» второй половины XIX в. Художником, отдавшим дань типизирующему началу, был Иван Николаевич КРАМСКОЙ, который написал целый ряд портретов, получивших заслуженную славу.
И.Н. КРАМСКОЙ. Портрет императрицы Марии Федоровны
Образцы традиционного салонного портрета начала XX в. представлены работами Константина Егоровича МАКОВСКОГО. Для портрета великой княгини Марии Георгиевны с дочерью свойственен не только артистизм исполнения, но и живая манера письма. Им присущи тонкие цветовые градации и отсутствие сильных светотеневых контрастов.
Еще один популярнейший портретист XX в. Николай Петрович БОГДАНОВ-БЕЛЬСКИЙ, который воспринимался современниками как типичный передвижник, имел ряд портретов, которые он писал по заказу «высшего света» (портрет генерал-майора А.Н. Огарева).
Посетив экспозицию, в живописной системе координат потерялись и преподаватели и студенты, каждый нашел тот портрет, на который готов был смотреть часами.
Г.И. ЯКОВЛЕВ. Портрет Е.Н. Волоцкой
Прекрасное делает нас чище, добрее, позитивнее. И возможность прикоснуться к прекрасному - это всегда радость.
О.Г. БЕЛЬДИНА, ст. преподаватель,
ценитель прекрасного