ЦИФРОВАЯ ТРАНСФОРМАЦИЯ. ГОД 2021. ИТОГИ

 трансформ

Нормативные акты, принятые в минувшем году, являются доказательством того, что проект по развитию цифровой экономики носит сквозной характер, охватывает все без исключения сферы жизни, напрямую влияет на деятельность наших компаний, касается каждого гражданина (В.В. Путин на заседании Совета при Президенте по стратегическому развитию и приоритетным проектам 5 июля 2017 года).

ФЕДЕРАЛЬНЫЕ ЗАКОНЫ

В 2021 году вступили в силу 6 законов, имеющих прямое или косвенное отношение к цифровой трансформации. Но все не являются самостоятельными, а лишь дополняют действующие законы (для сравнения: в 2020 г. – 7). Из серьезных – ФЗ от 2.07.2021 г. о внесении изменений в законодательство в связи с принятием ФЗ «Об экспериментальных правовых режимах в сфере цифровых инноваций в Российской Федерации». Данным документом, в частности, упорядочивается порядок уничтожения персональных данных, полученных в рамках экспериментального правового режима.

АКТЫ ЦБ РФ

В минувшем году больше всех в сфере цифровизации преуспел ЦБ РФ – 53 нормативных акта. Основное внимание он уделил ВВЕДЕНИЮ ЦИФРОВОГО РУБЛЯ:

– Концепция цифрового рубля;

– Основные направления единой государственной денежно-кредитной политики на 2022 год и период 2023 и 2024 годов;

– Стратегия развития национальной платежной системы на 2021-2023 годы и т.д.

ИЗ ЭТИХ ДОКУМЕНТОВ СЛЕДУЕТ:

1. Самое важное – мы, потребители, применяя цифровые рубли, не заметим особых отличий от уже привычных нам электронных денег (ЮМоney (бывший Яндекс-кошелек), Робокасса, RBK.money, PayMaster, Qiwi и т.д.). Собственно говоря, цифровой кошелек (привычный нам термин «счет» теперь заменяют на западный манер термином «кошелек») это есть аналог известного нам электронного кошелька.

Будет даже проще и выгоднее т.к. (1) не придется периодически переводить денежные суммы с банковского счета на счет электронной платежной системы, (2) оплату можно будет произвести и в условиях отсутствия доступа к Интернету и (3) не будет никаких комиссий.

Хотя специалисты не исключают того, что на первом этапе возможны ограничения (например, по получателям денежных сумм).

2. Очень важно: исчезнет угроза утраты денег из-за банкротства банка. Поэтому специалисты полагают, что цифровой рубль может стать нишевым продуктом для клиентов, которые не доверяют коммерческим банкам и поэтому захотят хранить деньги непосредственно в ЦБ РФ.

3. Цифровой рубль – одна из форм российского рубля и поэтому он является законным платежным средством, обязательным к приему в России.

4. Остальные особенности цифровых рублей мы, законопослушные граждане, не заметим (для незаконопослушных готовятся соответствующие дополнения и изменения в уголовное и административное законодательства):

4.1. Экономисты особо подчеркивают, что эмитентом цифровых рублей, в отличие от безналичных рублей, будет сам ЦБ РФ.

Логика экономистов: наличные деньги выпускает ЦБ РФ, а коммерческие банки создают безналичные следующим образом – если банк денежную сумму, полученную, например, от вкладчика, использует для выдачи кредита, то сумма удвоится: (1) денежная сумма, принадлежащая вкладчику по договору банковского вклада сама по себе и (2) денежная сумма, принадлежащая банку по кредитному договору. И поэтому экономисты считают, что коммерческие банки могут эмитировать безналичные деньги.

А в случае с цифровыми рублями, с точки зрения экономистов, ситуация принципиально иная: эмитентом будет только ЦБ РФ. Поэтому и появилась третья форма – цифровые рубли.

Мы, юристы, исходим из того, что эмитентом законного платежного средства может быть только государство в лице ЦБ РФ. Соответственно, коммерческие банки не могут быть эмитентами даже и безналичных рублей. Поэтому, с нашей точки зрения, ЦИФРОВЫЕ РУБЛИ БУДУТ РАЗНОВИДНОСТЬЮ БЕЗНАЛИЧНЫХ ДЕНЕГ. Что вовсе не значит, что к эмиссии и обращению цифровых рублей можно будет применять нормы о безналичных деньгах.

4.2. Эмиссия цифровых рублей будет осуществляться в закрытой цифровой платформе. Это означает наличие абсолютного контроля за всеми операциями по цифровым счетам: «Расчеты в цифровом рубле можно сделать строго целевыми, будь то социальные выплаты, расходы на ремонт дорог или расходование «карманных» денег, выданных родителями в цифровом виде (руководитель Центра макроэкономического и регионального анализа и прогнозирования Россельхозбанка Д.Тарасов).

4.3. Из четырех моделей реализации цифрового рубля выбрана модель D.

Соответственно:

1) ЦБ РФ откроет цифровые счета финансовым организациям и Федеральному казначейству, а финансовые организации, соответственно, клиентам на платформе цифрового рубля;

3) у клиента будет только один счет в цифровых рублях;

4) на цифровые рубли не будут начисляться проценты;

5) в случае банкротства финансовых организаций средства на счете будут доступны клиенту через любою другую финансовую организацию, где он обслуживается.

Проекты ЦБ РФ очень сильно противоречат действующим федеральным законам. Получается, что законодатель будет принимать законы с учетом проектов нормативных актов ЦБ РФ, т.е. подзаконных актов!

5. В минувшем году ЦБ РФ принял 24 акта, которые детализировали содержание вступившего в силу 1 января 2021 года ФЗ «О привлечении инвестиций с использованием инвестиционных платформ и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (причем ЦБ РФ в основном ограничился приведением в соответствие с этим законом уже действующих актов):

– Указание Банка России от 19.11.2020 г. № 5625-У «О документах, предусмотренных частью 4 статьи 8 Федерального закона от 31 июля 2020 года № 259-ФЗ «О цифровых финансовых активах, цифровой валюте и о внесении изменений в отдельные законодательные акты…»;

– Положение Банка России от 16.12.2020 г. № 746-П «О ведении Банком России реестра операторов информационных систем, в которых осуществляется выпуск цифровых финансовых активов, реестра операторов обмена цифровых активов…»;

– Положение Банка России от 20.04.2021 г. № 757-П «Об установлении обязательных для некредитных финансовых организаций требований к обеспечению защиты информации при осуществлении деятельности в сфере финансовых рынков …» и т.д.

ПОСТАНОВЛЕНИЯ ПРАВИТЕЛЬСТВА

Федеральное правительство приняло 26 постановлений (кроме, вносящих изменения и дополнения) содержащих, как правило, порядок исполнения федеральных законов в сфере цифровизации. Поэтому они представляют меньший интерес, чем акты ЦБ РФ. ЦБ РФ же традиционно равнодушен к содержанию федеральных законов и готовит проекты своих актов зачастую игнорируя мнение законодателя.

Одним самых интересных правительственных документов является КОНЦЕПЦИЯ РАЗВИТИЯ ТЕХНОЛОГИЙ МАШИНОЧИТАЕМОГО ПРАВА (утв. Правительственной комиссией по цифровому развитию, использованию информационных технологий для улучшения качества жизни и условий ведения предпринимательской деятельности, протокол от 15.09.2021 г.).

Данный документ является детализацией положения программы «Цифровая экономика» о необходимости обучения машин применению юридических норм. Автоматизация правоприменения, по мнению разработчиков, должна сократить издержки на судебные споры и упростить поиск и наказание нарушителей.

Соответственно, Концепция подготовлена для того, чтобы можно было использовать технологии вроде искусственного интеллекта и обработки больших данных в процессе разработки регулирования и затем в правоприменении.

Водители уже столкнулись с данной инновацией в виде размещенных на дорогах камер видеофиксации нарушений ПДД с целью автоматического выставления штрафов за эти нарушения. То ли ещё будет!