Осень в этом году побаловала нас теплыми солнечными днями. Сидеть в такую погоду дома скучно, поэтому устроили поездку в Билимбай, на бывший Строгановский чугунолитейный завод.
В 1729 году на берегу Чусовой были обнаружены залежи железной руды, где через пять лет в 1734 году заработал чугунолитейный завод, принадлежавший Строгановым - одному из богатейших семейств России. Сейчас на месте завода остались только руины и старая плотина.
Билимбай относится к так называемым городам-заводам, гда основные здания составляли единое целое - заводские корпуса, плотина, предзаводская площадь с церковью. Первые деревянные церкви сгорели во время Пугачевского бунта. Сейчас в поселке стоит церковь св. Троицы, заложенная в 1820 году, в честь победы над Наполеоном. Это был самый величественный и богатый храм во всей округе. Отличительная его особенность заключается в том, что колоны опираются на детали из чугуна, а капители (чем завершается колона) также изготовлены из чугуна. Храмов с такими деталями нет нигде ни в России, ни за рубежом. За годы советской власти храм был сильно перестроен: он стал двухэтажным, снесена колокольня, прорублены новые окна.
Во время Великой Отечественной войны в Билимбай были эвакуированы конструкторские бюро, разрабатывавшие самолет с реактивным двигателем, летчиком-испытателем которого стал Г.Я. Бахчиванджи. Сохранились в поселке и часть листвиничной аллеи (лиственница - любимое дерево Строгановых),
и дом управляющего Н.А. Тунева (отделение "Почта России"),
и водонапорная башня на ст. Билимбай.
Много интересного узнали и о самом поселке, и об эпохе Строгановых на Урале. Такие маленькие открытия дают возможность по-новому взглянуть на свой край, на свою родину.